Лето с пользой для ума
Лето – благоприятный
период не только для отдыха и укрепления здоровья детей, но и для их
психического развития. В это время года дети с помощью взрослых могут расширить
свои представления об окружающем мире, развить внимание, память,
наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, классифицировать, обогатить
словарный запас, а также проявить творческие способности. Всё это очень важно
для их эмоционального и нравственного благополучия и подготовки к школьному
обучению. Во время совместного досуга советую:
1. Знакомить детей с
природными явлениями, происходящими летом в неживой и живой природе. Учить
видеть природные взаимосвязи (Например, тучи на небе, значит, будет дождь.
Цветы одуванчика закрыты в пасмурную погоду или вечером и т. п.)
2. Гуляя в парке и
лесу, наблюдать за разными представителями животного мира, рассматривать
деревья, кустарники, цветущие травы. И обязательно предлагать ребёнку
рассказать о том, что он увидел. Что растёт в лесу (в поле, на лугу, кто там
живёт? Воспитывать бережное отношение к природе.
3. Рассматривать
растения, называть их части: ствол, ветка, лист, цветок, плод, корень,
лепесток,. Учить различать и называть несколько видов деревьев и кустарников.
Сравнивать их, определяя сходство и отличие. Например, сравнить клён и берёзу,
ель и сосну, сирень и рябину.
4. Проводить
дидактические игры: «С какого дерева лист», «Найди такой же лист», «Узнай и
назови» (дерево, куст, на картинке или в природе, «Что лишнее?».
5. Учить различать и
называть несколько видов полевых и садовых цветов. Дидактическая игра на
группировку цветов «На лугу – на клумбе».
6. Учить стихи о
цветах и деревьях: Е. Благинина «По малину», «Рябина», Е. Серова «Колокольчик»,
«Ландыш», «Кашка», «Одуванчик», И. Токмакова «Ели», «Берёзы», «Сосны», «Дуб»,З.
Александрова «Букет».
Читать рассказы о
растениях и беседовать по их содержанию: А. Онегов «На лесной поляне», М.
Пришвин «Золотой луг» и другие.
7. Отдыхая на реке,
озере, море тоже развивайте детскую наблюдательность и умение сравнивать. Чем
похожи, чем отличаются эти водоёмы? Объясните, что такое течение, берега,
волны, прибой. Наблюдайте с малышом за рыбками, чайками.
8. Летом создавайте
детям условия для игр с природным материалом (шишками, камешками, листьями,
веточками, песком, глиной и пр.) Дети учатся использовать предметы -
заместители (например, палочку вместо ложечки для куклы, камешки, вместо конфет
для неё). Это развивает фантазию и творческие способности.
9. Учите ребёнка
различать и правильно называть величины предметов и объектов, а не только
«большой – маленький». Например, ствол толстый и тонкий, дерево высокое и
низкое, ветка длинная и короткая, река широкая, а ручей узкий и т. д.
10. Разнообразие
летних красок, поможет учить с детьми названия цвета, в том числе и оттенков.
Поиграйте с ними так: «Разные краски лета», «Цветные фоны», «Собери одинаковые
по цвету».
11. Учите
ориентироваться в пространстве. Этому поможет дидактическая игра «Спрячь
игрушку» (под стул, на полку, за спину, т. д. ,«Делай, как я скажу» (два шага
вперёд, один шаг вправо, подними левую руку вверх, закрой правой рукой левый
глаз и т. д.).Ориентироваться на плоскости листа научат задания типа: «Положи в
центр листок клёна, в правый верхний угол- шишку ели, в левый верхний угол-
шишку сосны, правый нижний угол- ромашку, в левый нижний угол- василёк».
12. Упражняйте детей в
счёте до 10 и обратно, опять же используя природный материал (шишки, камешки,
лепестки, листья и пр.).
13. Учите детей
сравнивать. Например, дерево и бревно, птицу и самолёт, ромашку и колокольчик,
яблоко и грушу, девочку и куклу. В чём их отличие и есть ли сходство? Почему?
Учите ребёнка доказывать своё мнение.
14. Работая на огороде
и во фруктовом саду, дайте детям на наглядном примере понять процесс
выращивания растений из семян, расскажите о зависимости их роста от природных
условий (света, влаги, тепла). Учите наблюдать за ростом и созреванием овощей,
фруктов и ягод и привлекайте к посильной помощи.
15 .Учить детей
ежедневно рассказывать о погоде, о том, что они увидели, чем занимались. И если
малыш допускает ошибки в построении предложений, исправьте его. Это
способствует развитию грамматического строя и связной речи ребёнка.
16. Развивайте речевое
дыхание ребёнка, предлагая подуть в соломинку или на одуванчики, надувая шарики
или мыльные пузыри.